Часто к образцам немецкого "чудо-оружия" относят авиационные
противотанковые пушки, калибром 37 - 88-мм, которые устанавливались на
штурмовики Hs.129, бомбардировщики Ju.87 Stuka и Ju.88. Установки представляли
собой 37-мм зенитные, динамореактивные 88-мм пушки и даже 6-ствольный барабан
ракетного миномета Nb.Wrf.41. Летные качества самолета, "беременного" большим
подвесным контейнером с пушкой, снижались примерно в двое. Эксперименты
показывали, что вероятность попадания снаряда в неподвижный танк равна примерно
2,6%. Тем не менее, время от времени группы противотанковых штурмовиков
направлялись на Восточный фронт, где стабильно несли большие потери от советской
авиации при низкой результативности.
Столкнувшись с этой же проблемой при установке на штурмовик
Ил-2 37-мм пушек НС-37 и ШФК-37, русские конструктора нашли более простое и
эффективное средство борьбы с танками противника.
В середине 1942 г. известный разработчик взрывателей
Ларионов И.А, предложил конструкцию легкой противотанковой авиабомбы
кумулятивного действия. Командование ВВС проявило заинтересованность в
реализации предложения. ЦКБ-22 быстро провело проектировочные работы и испытания
новой бомбы начались в конце 1942 г.
Действие противотанковой бомбы было следующим: при ударе о
броню танка срабатывал взрыватель, который через тетриловую детонаторную шашку
подрывал основной заряд взрывчатого вещества. Основной заряд имел воронкообразную
выемку - кумулятивная выемка - на нижней стороне по вертикали. В момент подрыва
благодаря наличию воронки образовывалась кумулятивная струя диаметром 1-3 мм и
скоростью 12-15 км/с. В месте соударения струи с броней возникало давление до
105 МПа (1000 атм). Для усиления воздействия в кумулятивную воронку вкладывался
металлический тонкий конус. Расплавляясь в момент взрыва, металл служил тараном,
увеличивающим воздействие на броню. Кумулятивная струя прожигала броню (поэтому
первые кумулятивные снаряды у нас назывались бронепрожигающими), поражая экипаж,
вызывая взрыв боекомплекта, зажигая топливо. Осколками корпуса авиабомбы
поражалась живая сила и легкоуязвимая техника. Максимальное бронепробивающее
действие достигается при условии, что в момент взрыва заряд бомбы находится на
определенном расстоянии от брони, которое называется фокусным. Взрыв
кумулятивного заряда на фокусном расстоянии обеспечивался соответствующими
размерами носовой части бомбы.
Испытания кумулятивных авиабомб проводились с декабря 1942
г. по 21 апреля 1943 г. Полевые испытания показали, что надежно обеспечивалось
пробитие брони толщиной до 60 мм при угле встречи 30°. Минимальная высота,
обеспечивавшая выравнивание бомбы до встречи с броней танка и безоказность ее
действия, равнялась 70 м. Окончательный вариант представлял собой ПТАБ-2,5-1,5,
т.е. противотанковую авиационную бомбу кумулятивного действия массой 1,5 кг в
габаритах 2,5-кг авиационной бомбы. ГКО в срочном порядке решил принять на
вооружение ПТАБ-2,5-1,5 и организовать ее массовое производство. Наркому
боеприпасов Ванникову Б.Л. было поручено изготовить к 15 мая 1943 г. 800 тыс.
авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 с донным взрывателем АДА. Заказ выполняли более 150
предприятий различных наркоматов и ведомств.
Верховный главнокомандующий Сталин И.В. категорически запретил
применять авиабомбы ПТАБ до получения специального разрешения. Их существование
держалось в строгом секрете. Но как только начались танковые сражения на Курской
дуге, бомбы применили в массовых количествах.
В бомбовую зарядку штурмовика Ил-2 входило до 192 ПТАБ в 4-х
кассетах для мелких бомб или до 220 штук навалом в 4-х бомбоотсеках. При сбрасывании
ПТАБ с высоты 200 м при скорости полета 340-360 км/ч одна бомба попадала в
площадь в среднем 15 кв.м., при этом, в зависимости от бомбовой нагрузки, общая
полоса составляла 15х(190-210) кв.м. Этого было достаточно для гарантированного
поражения (в основном безвозвратно) любого танка Вермахта, имевшего несчастье
оказаться в полосе разрывов, т.к. площадь, занимаемая одним танком, составляет
20-22 кв.м.
Первыми ПТАБ применили летчики 2-й гвардейской и 299-й
штурмовой авиадивизий 16-ой ВА 5 июля 1943 г. На участке ст. Малоархангельск,
Ясная Поляна танки и мотопехота противника провели в течении дня 10 атак,
подвергаясь бомбовым ударам с применением ПТАБ.
Массовое применение ПТАБ имело ошеломляющий эффект тактической
неожиданности и оказало сильное моральное воздействие на экипажи бронетехники
противника (помимо самой техники). Немецкие и советские танкисты к 3-му году
войны привыкли к относительно низкой эффективности бомбоштурмовых ударов авиации.
Поэтому в первые дни сражения немцы не применяли рассредоточенные походные и
предбоевые порядки, т.е на маршрутах движения в составе колонн, в местах
сосредоточения и на исходных позициях, за что и были наказаны - полоса разлета
ПТАБ перекрывала 2-3 танка, удаленных друг от друга на расстояние 70-75 м.
Вследствии чего потери достигали ощутимых размеров даже в отсутствии массированного
применения Ил-2.
Летчики 291 шад полковника Витрука А.Н. 2-ой ВА, применяя ПТАБ,
уничтожили и вывели из строя в течение 5 июля до 30 немецких танков. Штурмовики
3-го и 9-го авиакорпусов 17-ой ВА доложили о поражении до 90 единиц бронетехники
противника на поле боя и в районе переправ через р. Северный Донец.
На обоянском направлении 7 июля штурмовики Ил-2 1-го шак 2-й
ВА, оказывая поддержку 3-му
мехкорпусу 1-й ТА, в период с 4.40 до 6.40 утра двумя группами в 46 и 33 самолетов
при поддержке 66 истребителей нанесли удары по скоплениям танков в районе
Сырцево-Яковлево, сосредоточенных для атаки в направлении на Красную Дубраву
(300-500 танков) и Большие Маячки (100 танков). Удары увенчались успехом,
противник не смог прорвать 2-ю полосу обороны 1-й ТА. Дешифровка фотоснимков
поля боя на 13.15 показала наличие более 200 подбитых танков и САУ.
По немецким данным, подвергшись в течение дня нескольким
массированным штурмовым ударам, 3-я танковая дивизия СС "Мертвая голова" в
районе Большие Маячки лишилась в общей сложности 270 танков, САУ и БТР. Плотность
накрытия ПТАБ была такова, что было зафиксировано свыше 2000 прямых попаданий
ПТАБ-2,5-1,5.
Оправившись от шока, немецкие танкисты уже через несколько дней
перешли исключительно к рассредоточенным походным и боевым порядкам. Естественно,
это сильно затруднило управление танковыми частями и подразделениями, увеличило
сроки их развертывания, сосредоточения и передислокации, усложнило боевое
взаимодействие. Эффективность ударов Ил-2 с примененим ПТАБ снизилось примерно
в 4-4,5 раза, оставаясь в среднем в 2-3 раза выше, чем при использовании фугасных
и осколочно-фугасных бомб.
В операциях русской авиации на Курской дуге было израсходовано
более 500 тыс. противотанковых бомб. В дальнейшем их успешно применяли в
течении всей войны. В 1943 г. было изготовлено 6.044 тыс. бомб ПТАБ-2,5-1,5, в
1944 г. - 6.792 тыс. Всего за время войны было изготовлено 13.370 тыс.
ПТАБ-2,5-1,5.
Главный конструктор ЦКБ-22 Ларионов И.А. за создание ПТАБ-2,5-1,5
и взрывателя АД-А к ней в январе 1944 г. был награжден орденом Ленина, а в
1946 г. удостоен званиея лауреата Государственной премии СССР.